Страница обновлена 12.07.2017

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования центр детского творчества «Горизонт»

Страница обновлена 12.07.2017
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования центр детского творчества «Горизонт»

Скачать: Проект

Проект муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детского творчества «Горизонт» (г. Ярославль)

«Неформальное образование детей с ОВЗ средствами

интеграции социальных институтов»

Актуальность проекта

Одна из стратегических целей развития системы российского образования заключается в том, чтобы предоставить детям с ОВЗ равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности, и тем самым обеспечить их социальную интеграцию (Паспорт государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы).

В Ярославской области задачи социальной интеграции детей с ОВЗ, включения их в полноценные общественные отношения решает не только система образования, но и другие социальные институты, среди которых как государственные организации (комплексные центры социального обслуживания населения), так и общественные (благотворительные фонды, социально- ориентированные некоммерческие и общественные организации). Каждый социальный институт обладает определенными возможностями и опытом в деле социальной интеграции детей с ОВЗ, однако деятельность этих организаций не скоординирована, система взаимодействия и социального партнерства развита недостаточно.

При этом неформальное образование (НФО), являясь инновационным направлением развития региональной системы образования, может обеспечить диверсификацию образовательных услуг, отвечающих разнообразным и специфичным образовательным и социо-культурным потребностям детей с ОВЗ. В этой связи неформальное образование может стать общим полем взаимодействия разных социальных институтов, в котором, благодаря интеграции их адаптационных и образовательных ресурсов, могут быть созданы уникальные образовательные возможности для детей с ОВЗ и их семей.

Таким образом, в современной педагогической практике Ярославского региона назрела необходимость в разработке инновационного механизма взаимодействия разных социальных институтов, решающих общую задачу: включение детей с ОВЗ в пространство неформального образования.

Проектная идея

В основе Проекта лежит идея создания пространства неформального образования детей с ОВЗ через интеграцию возможностей социальных институтов: МОУ СОШ № 57, Комплексного центра социального обслуживания Ленинского района г. Ярославля, АНО Конно-спортивного клуба «Кентавр», ГОАУ ЯО «Институт развития образования», МОУ ЦДТ «Горизонт», являющимися со-исполнителями Проекта.

Со-исполнители Проекта, имея разную ведомственную и секторальную принадлежность, реализуют общую цель: социальная адаптация и интеграция детей с ОВЗ в полноценные общественные отношения. При этом каждый социальный институт осуществляет эту деятельность, используя специфичные ресурсы и средства.

Социальный институт –

со-исполнитель Проекта

Ведомственная принадлежность,

форма организации

Средства, ресурсы

Средняя общеобразовательная  школа № 57

г. Ярославль

Муниципальное образовательное учреждение

Коррекционная педагогика

Центр детского творчества «Горизонт»

Муниципальное образовательное учреждение

Педагогика дополнительного образования детей

Комплексный центр социального обслуживания Ленинского района

г. Ярославль

Муниципальное учреждение

Семейная терапия, психо-логическое сопровождение семей с детьми с ОВЗ

Конно-спортивный клуб «Кентавр»

Автономная некоммерческая организация

Иппотерапия, лечебно-верховая езда, инклюзивный иппотеатр

Институт развития образования

Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Научно-методическое сопровождение деятельности

 

 

Интеграция ресурсов, опыта, средств адаптации и социальной интеграции детей с ОВЗ со-исполнителей проекта позволит создать качественно новый результат – пространство неформального образования детей с ОВЗ, отвечающего особым образовательным потребностям этой категории детей.

Инновационное «зерно» Проекта: разработка механизма интеграции социальных институтов для удовлетворения особых потребностей детей с ОВЗ в неформальном образовании.

Основные целевые группы проекта: дети с ОВЗ и их семьи

Цель проекта: создание инновационной практики неформального образования детей с ОВЗ средствами интеграции социальных институтов.

Задачи:

-выявить и описать возможные (потенциальные) ресурсы каждого из социальных институтов в контексте пространства НФО: УДОД, школа, комплексный центр социального обслуживания населения, некоммерческая организация «Кентавр», Институт развития образования;

-определить содержание и эффекты интеграции социальных институтов;

-разработать механизм интеграции социальных институтов;

-апробировать механизм интеграции и оценить его эффективность.

Результаты:

1. Реализована инновационная практика интеграции социальных институтов в целях создания пространства неформального образования детей с ОВЗ.

2. Создан методический комплекс неформального образования для детей с ОВЗ, включающий в себя:

-диагностический инструментарий для выявления индивидуальных       образовательных потребностей детей с ОВЗ;

-программы неформального образования детей с ОВЗ, индивидуальные образовательные маршруты в условиях интеграции социальных институтов;

-интегрированные программы деятельности социальных институтов в целях создания пространства неформального образования и набор событий для социализации детей с ОВЗ;

-механизм интеграции социальных институтов;

-мониторинг результативности неформального образования детей средствами интеграции социальных институтов.

Значимость Проекта  для региональной системы образования

Реализация Проекта позволит внести вклад в развитие системы образования Ярославской области  по следующим направлениям:

1.     Создание пространства неформального образования для развития у детей с ОВЗ  социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни, функциональной грамотности;  обогащение содержания неформального образования для детей с ОВЗ через: создание  технологий, программного и научно-методическое обеспечения; разработки новых форм и методов работы образовательной организации с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

2.     Развитие неформального и информального образования,  повышение масштаба и эффективности использования ресурсов неформального образования (за рамками организаций дополнительного образования детей).  

3.     Интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;

4.     Разработка и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей;

5.     Разработка и реализация  региональных концепции и модели неформального образования на основе межведомственного взаимодействия, социального и государственно-частного партнерства; приобретение опыта управления образовательной средой, включающей в себя организации различного типа и ведомственной принадлежности.

6.     Модернизация территориальных сетей социализации на основе интеграции и кооперации организаций различного типа и ведомственной принадлежности; развитие социального партнерства на рынке образовательных услуг, межведомственное и сетевое взаимодействие в реализации принципа неформализации образования, развитие разных потенциалов образования в государственном, негосударственном, общественном секторах.

 

Предполагаемые эффекты от реализации Проекта:

1.     Повышение уровня принятия обществом детей с ОВЗ, снижение социальных барьеров;

2.      Увеличение количества детей с ОВЗ, вовлеченных в дополнительное образование, в творческую и социально-значимую деятельность.

3.     Повышение  мотивации к работе с детьми с ОВЗ у педагогов в  учреждениях общего и дополнительного образования.

 

Исходные теоретические положения

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это  дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети".

Классифицировать дефекты таких детей принято в соответствии с МКБ-10 (международная классификация болезней).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Формирование личности ребенка происходит в процессе накопления его жизненного опыта: взаимодействуя с окружающим миром, социализируясь в нем, ребенок овладевает социально приемлемыми формами поведения – натуральное поведение постепенно превращается в культурное – со временем социальная жизнь преобразует внешние приемы взаимодействия ребенка с окружающей действительностью, его культурные навыки во внутренние процессы.

Множественные жесткие ограничения или гиперопека (предъявление завышенных требований, без учета возраста и недостатка жизненного опыта или же наоборот), не допускают ребенка к активной самостоятельной жизни, не позволяют действовать в жизни методом проб и ошибок. И в том, и в другом случае дети вырастают с личностной деформацией, слабо адаптированные в окружающем мире, имеют недостаточный опыт для полноценной социализации в обществе.

Самые различные организации занимаются реализацией адаптации таких детей к социальной среде и созданием условий для их развития.

В настоящее время велика потребность в объединении  усилий и создании комплексных межведомственных программ по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.

С такой задачей может справиться неформальное образование детей.

Неформальное образование пользуется большой свободой в отношении содержания, методов и форм обучения и ориентировано не только на усвоение определенных знаний, навыков, овладение компетенциями, но и на изменение психологических черт, установок, поведения.

Неформальное образовательное пространство может строиться как образование под заказ, направленное на реализацию конкретных потребностей и интересов заказчиков (детей и родителей).

Основные принципы неформального образования:

Принцип личностной детерминации. Потребности и интересы побуждают людей к деятельности, являются источником их активности. В соответствии с данным принципом доминантой построения неформального образования должно стать создание условий для свободного выбора вариантов образовательной деятельности всех участников образовательного процесса: детей с ОВЗ, родителей (законных представителей), педагогов, психологов, тренеров и т.д.

Принцип добровольности. Организация образовательного процесса не допускает ни принуждения, ни предписания – обучающийся сам выбирает и созидает процесс образования, находит себя в этом мире и несет ответственность за свою собственную судьбу.

Принцип открытости предполагает создание условий для развития свободных, самоактуализирующихся личностей, обеспечение доступности образования в связи с растущими потребностями личности и динамично изменяющимися требованиями общества и рынка труда. Кроме того, должны обеспечиваться свободные временные параметры освоения обучаемым любого из видов неформального образования, право его на выбор образовательной программы, формы обучения и педагога.

Принцип диверсификации. Смысловая доминанта слова диверсификация – разнообразие, многообразие. При этом должно соблюдаться разнообразие: возрастов (от дошкольников до студентов), способностей (музыкальных, спортивных, интеллектуальных, творческих и других) и особенностей (одаренных, с ограниченными возможностями здоровья, социальными проблемами) обучающихся, направленностей деятельности (художественной, спортивно-технической, эколого-биологической, социально-педагогической и другими), типов и видов образовательных программ, форм образовательных объединений (кружок, клуб, школа, студия, мастерская, лаборатория и другие) и др.

Социальное партнерство – совместная  деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели.

Для построения социального партнерства следует учитывать следующие принципы:

Принцип социальной справедливости и согласования интересов. В условиях социального расслоения необходимо обеспечить равновесие интересов всех групп во избежание социальных конфликтов.

Принцип законодательного закрепления отношений, который позволяет сделать партнерство прочным, исключает взаимные претензии.

Принцип ответственности партнеров друг перед другом.

Принцип добровольности и равновыгодности. Соблюдение данных принципов позволяет интегрировать в едином образовательном и информационном пространстве интересы различных социальных групп, оказывающих влияние на развитие образовательных процессов и способных предложить эффективную стратегию развития образования.

Cоциальное партнерство  является одним из условий развития открытых образовательных систем и действенным механизмом вовлечения широкого круга заинтересованных лиц в обсуждение и решение проблем развития образования.

Срок выполнения проекта: март 2015 г. – май 2017 г.

Механизм и календарный план проекта

         Основной механизм реализации проекта – интеграция ресурсов, опыта, средств социальных институтов  для создания в рамках неформального образования особых условий для развития и адаптации в обществе детей с ОВЗ. Описание эффектов  и  содержания интеграции позволит органам власти, образовательным организациям  использовать инновационную практику для развития системы образования и других ведомств.  

Календарный план реализации проекта

Задача и мероприятия

Сроки

Результаты этапа

Конечный результат Проекта

 

ЭТАП 1. Выявление потенциальных ресурсов для реализации неформального образования детей с ОВЗ

 

Изучение социального запроса на неформальное образование у детей с ОВЗ и их семей

Проведение опроса среди семей воспитывающих ребенка с ОВЗ в Ленинском районе города Ярославля

Март-май

2015 г.

Определен социальный заказ и сформирована и целевая группа проекта

 

 

Изучение возможностей социальных институтов для реализации неформального образования детей с ОВЗ

Ознакомительные экскурсии. Презентация деятельности социальных институтов  для целевой группы

Март-май

2015 г.

Определены возможности НФО в организациях – участниках проекта

 

 

Создание программного обеспечения

Разработка модульной программы «Успешный ребенок».

Разработка  интегрированной программы.

Подбор и реализация  в работе с детьми диагностических методик.

Организация со-бытий для детей и их семей силами разных организаций

Май-август

2015 г.

 

 

 

 

 

В течение всего периода

 Созданы продукты методического комплекса:

Модульная  программа «Успешный ребенок»;

 

Интегрированные программы (образцы);

 

 Набор событий для социализации детей (сборник сценариев)

 

Диагностический инструментарий оценки дефицитов детей;

 

 

 

ЭТАП 2. Определение содержания и эффектов интеграции социальных институтов

 

Разработка механизмов интеграции социальных институтов

Разработка нормативных документов (договора, соглашения о намерениях, локальные акты и т.п.)

Сентябрь 2015 г.

Разработан пакет нормативных документов

Созданы продукты методического комплекса:

Механизм интеграции социальных институтов.

 

Индивидуальные образовательные программы (образцы)

 

Индивидуальные образовательные

маршруты (образцы) и рекомендации по их созданию.

 

Нормативные документы (локальные акты) образовательной организации, регламентирующие деятельность в сфере НФО.

 

 

Апробация содержания инновационной практики и механизмов интеграции социальных институтов

Реализация интегрированных программ.

Разработка и реализация индивидуальных программ и индивидуальных образовательных маршрутов

Сентябрь 2015 г. – май

2016 г.

Создан и апробирован механизм интеграции социальных институтов

 

Оценка эффектов и коррекция механизма интеграции

Разработка критериев оценки проекта

Мониторинг результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, и способов их решения.

Внесение изменений в механизм деятельности

Июнь 2016 г.

Скорректированы действия в рамках проекта

 

Анализ результатов Проекта

Опрос участников.

Педагогический консилиум.

Обобщение результатов деятельности

Сентябрь-октябрь 2016 г.

 

ЭТАП 3. Верификация механизма интеграции социальных институтов

 

Реализация инновационной практики с участием других социальных партнеров и целевой группы

(по согласованию с субъектами деятельности)

Октябрь

2016 г.-апрель

2017 года

Подтверждение результативности практики

 

 

Трансляция и диссеминация опыта

Семинары по теме проекта.

Обмен опытом организаций- участников Проекта

Ноябрь- 2016-

март

2017 г.

Распространение опыта по созданию инновационной практики

 

 

Тиражирование продуктов, составляющих инновационную практику организаций Ярославского региона (по заявке департамента образования)

Апрель – май 2017 года

Тиражирование инновационного опыта

 

Риски при подготовке и реализации проекта.

Реализация Проекта столкнется с трудностями и противоречиями, которые могут снизить его результативность и поэтому могут рассматриваться как факторы риска, среди них:

-       отсутствие общепринятого  понятия «неформальное образование». По сути, создается практика в сфере с неопределенным научным аппаратом, методологией и практическим содержанием, а  потому с неизвестными перспективами;

-       отсутствие опыта взаимодействия со-исполнителей, работающих в разных педагогических парадигмах, и, соответственно, имеется опасность несоздания целостной и системной практики в рамках единого Проекта;

-       неготовность родителей детей с ОВЗ включаться в Проект.

 

Научные и учебно-методические разработки по теме Проекта:

1.     Груздев, М.В., Золотарева, А.В. Задачи и возможности интеграции формального и неформального образования [Текст]/ М.В. Груздев, А.В. Золотарева // Образовательная панорама.- 2014.- №1.-С.4-9.

2.     Золотарева, А.В. Интеграция формального и неформального образования[Текст]/А.В. Золотарева// Воспитание школьников.-2013.-№6.-С.8-15.

3.     Посысоев, Н.Н. Психологическое сопровождение семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья[Текст]/ Н.Н. Посысоев // Образовательная панорама.- 2014.- №1.-С.43-47.

4.     Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] Код доступа: http://perspektiva-inva.ru/userfiles/education/publication/incliuzivnoe-obrazovanie-v-rossii.pdf

5.     Психолого-педагогическое обеспечение работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. По материалам ГОУ ЯО «Центр помощи детям» [Электронный ресурс]/ Ярославская область: образовательные ресурсы. Информационно-методический сборник. – Выпуск 299. – 2014.

6.     Виды социального партнерства [Электронный ресурс] Код доступа:  http://center-yf.ru/data/ip/Vidy-socialnogo-partnerstva.php