Страница обновлена 22.06.2021

Обоснование для присвоения статуса базовой площадки образовательной организации

1. Данные об образовательном учреждении

1.1. Полное наименование: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества «Горизонт» (сокращённое  МОУ ЦДТ «Горизонт»).

1.2. Директор – Кириллова Марина Анатольевна.

1.3. Адрес: 150003, г. Ярославль, ул. Зои Космодемьянской, 4-а.

1.4. Телефон/факс: 8 (4852) 72-62-17.

1.5. E-mail: zdtyar@mail.ru.

1.6. Сайт: cdt-yar.edu.yar.ru.

2. Тема площадки, результаты, критерии и показатели оценки результативности

Тема – «Повышение доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ».

Результаты:

 внедрены модели реализации проектов и программ дополнительного образования для детей с ОВЗ (сетевые программы, дистанционные программы, модульные программы, реабилитационные программы);

создана и апробирована модель взаимодействия специалистов ЦДТ «Горизонт» и общеобразовательных школ в рамках объединённого Психолого-педагогического консилиума в целях обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса для детей с ОВЗ;

созданы учебно-методические материалы (видеоролики, методические разработки) для профессионального развития педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ОВЗ;

проведены практические занятия в рамках ППП «Педагогическая деятельность в сфере дополнительного образования детей», осуществлена трансляция опыта Центра через семинары и вебинары ГАУ ДПО ЯО ИРО.

Критерии и показатели результативности

Критерии

Показатели

Внедрение моделей реализации проектов и программ дополнительного образования для детей с ОВЗ

не менее 3 разработанных и апробированных программ дополнительного образования для детей с ОВЗ;

не менее 4 разработанных учебно-методических материалов (видеоролики, методические разработки) доступных для использования в дополнительном профессиональном образовании;

не менее 100 педагогов дополнительного образования примут участие в практических занятиях, семинарах и вебинарах по теме базовой площадки.

Социальный (образовательный) эффект деятельности Базовой площадки

Повышение охвата детей с ОВЗ программами дополнительного образования.

Повышение профессиональной готовности педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ.

Повышение удовлетворённости родителей детей с ОВЗ качеством образовательного процесса.

3. Данные об ответственном лице за работу базовой площадки

1.1. Кириллова Марина Анатольевна.

1.2. Директор МОУ ЦДТ «Горизонт».

1.3. Телефон: 8 (4852) 72-62-17.

1.4. E-mail: zdtyar@mail.ru.

4. Наименование структурного подразделения, курирующего деятельность базовой площадки – Региональный модельный центр ДОД ЯО ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования». Куратор базовой площадки – Румянцева Наталия Валерьевна, доцент, (4852) 230-965.

5. Описание состояния методической деятельности образовательной организации по выбранному направлению с обоснованием готовности к работе в статусе площадки

Организацию методической деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в Центре осуществляют методисты и заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

В Центре создана система методического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования, которую составляют ежегодный методический аудит программ, посещение методистом и обсуждение совместно с педагогом занятий, разработка новых модулей и обновление содержания программ дополнительного образования.

В рамках реализации проекта «Доступное дополнительное образование для детей с ОВЗ» разработаны дополнительные общеобразовательные программы: «Пиноккио», «Успешный ребёнок», «Школа трёх С», «Этнические барабаны», «Юный художник», модульная программа «Калейдоскоп», состоящая из модулей «ИЗО», «Весёлая ритмика», «Ложкари», «Английский язык». Все программы рассчитаны для детей с ОВЗ различной нозологии.

В 2020 г. по программам для детей с ОВЗ обучились 96 детей.

В Центре разработана и внедрена в процесс обучения модель использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе и для детей с ОВЗ. Разработаны учебные дистанционные комплексы по дополнительной образовательной программе «Природа в вопросах и ответах».

С 2015 г. в Центре активно внедряется модель практико-ориентированного обучения. Благодаря деятельности рабочих групп, разработана и проведена серия мастер-классов по ряду современных образовательных технологий: игровой, контекстной, проектной, технологии саморегулируемого обучения, ИКТ-технологий (дистанционное обучение, облачные технологии и пр.). Для педагогов проводятся внутрифирменные семинары по созданию особых образовательных условий для детей с ментальными нарушениями с привлечением специалистов ЯГПУ им. Ушинского, АНО «Центр социальных проектов Участие».

Опыт работы Центра по дополнительному образованию для детей с ОВЗ представлен на сайте Центра, на сайте ГАУ ДПО ЯО ИРО, а также в печатных изданиях:

1. Горюшина Е. А., Гусева Н. А., Румянцева Н. В. Повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации/под общ. ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль: ИРО, ЯГПУ, 2018. – 103 с.

2. Инклюзивное образование: практики дополнительного образования детей: методические рекомендации/Г. О. Рощина, Н. В. Румянцева, Н. Ю. Халилова [и др.]/под общ. ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО. – 136 с.

3. Обновление содержания и технологий дополнительного образования на основе принципов сетевого взаимодействия, неформального и информального образования: коллективная монография/под науч. ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016.

4. Румянцева Н. В., Кириллова М. А., Цветкова Т. А. Социализация детей с ОВЗ в дополнительном образовании/Научно-методический журнал «Образовательная панорама» №8. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017.

6. Описание состояния инновационной деятельности образовательной организации по выбранному направлению с обоснованием готовности к работе в статусе площадки

С 2015 г. Центр являлся инновационной площадкой по реализации проекта «Неформальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья средствами интеграции социальных институтов».

В комплекте представлены дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, адресованные детям с различной нозологией (РАС, ЗПР, ДЦП, с нарушениями речи, эмоционально-волевой сферы, двигательными расстройствами, умственной отсталостью). Программы выстроены на принципах неформального образования и с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей с ОВЗ; могут реализовываться как модульные, позволяют составлять индивидуальный образовательный маршрут или адаптировать под запросы и особенности группы детей с ОВЗ.

В комплект входят описание практик неформального образования детей с ОВЗ, реализуемые через краткосрочные программы и проекты с участием социальных партнёров: организаций культуры, спорта, бизнес-организаций и СО НКО (Профориентационный проект «Ориентир», «Инклюзивный иппотеатр», «Инклюзивный фестиваль творческих возможностей «Я – на коне! Командный приз»).

Для помощи специалистам в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ и определения их индивидуальных образовательных потребностей предлагается комплекс диагностических методик, систематизированный по возрастным категориям и по предмету исследования.

В целом представленные методические продукты представляют собой диверсифицированную линейку методических инструментов и образовательных предложений для детей с ОВЗ в сфере дополнительного и неформального образования, использование которых в образовательной организации позволит решать задачи увеличения доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ и развития инклюзивного образования.

С 2018 г. МОУ ЦДТ «Горизонт» являлся инновационной площадкой «Сетевые программы и проекты для творческого развития детей с ментальными нарушениями». Разработан методический комплект, который содержит методический конструктор по разработке ИОМ, разработаны дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в сетевой форме, методические рекомендации по внедрению работы ассистентов группах детей с ментальными нарушениями, примерные формы нормативных локальных документов.

С марта 2020 гв рамках фонда президентских грантов совместно с НКО «Исследователь 76» и Институтом развития образования МОУ ЦДТ «Горизонт» участвовал во всех мероприятиях Проекта «Доступное дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сотрудники Центра в рамках курсов ППК «Доступное дополнительное образование для детей с ОВЗ» делятся своим опытом работы в области инклюзивного образования и работы с детьми с ОВЗ.

Партнёрами Центра в работе с детьми с ОВЗ Центр являются организации: МОУ «Средняя школа №25 им. А. Сивагина», АНО «Участие», Сообщество родителей детей с РАС (аутизмом) г. Ярославля, АНО КСК «Кентавр», ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», ГОАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».

7. Описание состояния материально-технических условий, обеспечивающих успешное функционирование и развитие площадки

Материально-техническая база Центра обновляется. Учебные кабинеты имеют всё необходимое для занятий с детьми с ОВЗ. Создана открытая информационная среда, функционирующая в интересах всех участников образовательного процесса.

Для организации и проведения обучающих семинаров, стажировок на базе Центра имеются необходимые условия, в т. ч. оборудование для проведения видеоконференций, имеется большой опыт участия в мероприятиях (семинарах, конференциях) различного уровня.

8Описание состояния кадрового потенциала, обеспечивающего результаты работы площадки

МОУ ЦДТ «Горизонт» имеет высокий кадровый потенциал для обеспечения работы базовой площадки. Педагогический коллектив Центра составляет 27 человек. Среди них есть почетные работники образования. В целом профессионально-квалификационный уровень педагогического персонала достаточно высок: более 60% работников аттестованы на квалификационные категории. В Центре в работу с детьми с ОВЗ включены все педагоги дополнительного образования, методисты, педагог-психолог, педагоги-организаторы. В разработке и реализации программ для детей с ОВЗ принимают участие приглашенные специалисты из организаций-партнёров: учителя коррекционных классов, педагоги-дефектологи, логопеды, психологи и др.

Ежегодно педагоги Центра выступают с трансляцией педагогического опыта на мероприятиях различного уровня, в том числе и межрегионального (Фестиваль доступных программ дополнительного образования для детей с ОВЗ «Образован и Я»).

9. План работы образовательной организации в статусе площадки в 2021-2023 годах

Цель: апробация и внедрение моделей реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ.

Задачи:

– апробировать и внедрить в Центре эффективные модели адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ на основе разработанных моделей в рамках проекта «Повышение доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ» (АНО «Исследователь.76»);

– разработать и внедрить модель взаимодействия специалистов Центра и общеобразовательных школ в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса детей с ОВЗ;

– повысить психологическую и профессиональную готовность педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ.

Основные направления деятельности:

– обновление программ дополнительного образования для детей с ОВЗ;

– развитие сетевого взаимодействия между организациями, осуществляющими образовательную деятельность детей с ОВЗ;

– участие в реализации дополнительных программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников региональной системы образования;

– разработка учебно-методических материалов для повышения квалификации педагогических и руководящих работников региональной системы образования.

План работы организации в статусе Базовой площадки

п/п

Наименование мероприятий

Сроки, место проведения мероприятий

Категория участников

Форма представления итоговых материалов

ФИО ответственных (исполнителей)

1.

Разработка дополнительных общеобразовательных программ различной направленности для детей с ОВЗ возраста от 5 до 18 лет

август-ноябрь 2021 г.

Педагоги Центра

ДОП

О. Н. Ведерникова,

Н. В. Румянцева

2.

Апробация ДОП для детей с ОВЗ

Октябрь 2021 – июнь 2022 года

Отчёт

О. Н. Ведерникова

3.

Разработка учебно-методических материалов для повышения квалификации педагогических и руководящих работников региональной системы образования

Июнь 2021 года – август 2022 года

Педагоги Центра

Видеоролики

Методические разработки

О. Н. Ведерникова

4.

Разработка и внедрение модели взаимодействия специалистов Центра и общеобразовательных школ в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса детей с ОВЗ

Июнь 2021 года – июнь 2022 года

Комплект электронных ресурсов, материалов

О. В. Крючкова,

О. Н. Ведерникова

5.

Трансляция опыта работы с детьми с ОВЗ в рамках семинаров, вебинаров и дополнительной профессиональной программы «Педагогическая деятельность в сфере дополнительного образования»

Ноябрь 2021 года – июнь 2022 года

Слушатели

ППП, участники вебинаров и семинаров

Видеозапись вебинаров

РМЦ ИРО

Румянцева Н. В.

Прогнозируемые результаты

– внедрены модели реализации проектов и программ дополнительного образования для детей с ОВЗ (сетевые программы, дистанционные программы, модульные программы, реабилитационные программы, досуговые, краткосрочные и др.);

– создана и апробирована модель взаимодействия специалистов ЦДТ «Горизонт» и общеобразовательных школ в рамках объединённого Психолого-педагогического консилиума в целях обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса для детей с ОВЗ;

– созданы учебно-методические материалы (видеоролики, методические разработки) для профессионального развития педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ОВЗ;

– проведены практические занятия в рамках ППП «Педагогическая деятельность в сфере дополнительного образования детей», осуществлена трансляция опыта Центра через семинары и вебинары ГАУ ДПО ЯО ИРО.

– повысилась психологическаяи профессиональная готовность педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ.